Апокалипсис 1 глава — семь светильников как семь церквей : читать текст и толкование книги Откровение чему надлежит быть вскоре | Библия

В книге Апокалипсис 1 глава содержит описание того, как Иисус Христос передал Апостолу Иоанну Богослову пророчества о том, чему надлежит быть вскоре. Найдено простое объяснение того, почему глава 1 содержит такое обещание, что все начнется «вскоре», а Христос до сих пор не пришел. Какое имеют к этому отношение семь светильников золотых и семь звезд, суть семь церквей апокалипсиса. Читайте текст и толкование книги Откровение 1 глава, и вы узнаете тайны семи звезд и семи золотых светильников. А самое главное, какую новую заповедь блаженства дал Христос всем своим верным через Апостола Иоанна Богослова и которая поможет спастись в последнее время, ибо оно настало.

02 октября 2022 года

Глава: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Апокалипсис глава 1

Читать текст на русском языке

  1. Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, 
  2. который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел.
  3. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.
  4. Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, 
  5. и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею 
  6. и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.
  7. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.
  8. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.
  9. Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.
  10. Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; 
  11. то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.
  12. Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников 
  13. и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом:
  14. глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; 
  15. и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих.
  16. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.
  17. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, 
  18. и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.
  19. Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.
  20. Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.

Апокалипсис глава 1 — Глава 2

Апокалипсис 1 глава - семь светильников как семь церквей : читать текст и толкование книги Откровение чему надлежит быть вскоре | Библия
Апокалипсис глава 1. Фреска: Иоанн Богослов на острове Патмос.

Апокалипсис глава 1 читать толкование

Семь церквей апокалипсиса — род ищущих Господа

Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре

Книга Апокалипсис называется «Откровение Иоанна Богослова», но на самом деле это откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог. Именно Он рассказывает и показывает Иоанну то, чему надлежит быть вскоре. С тех пор прошло почти уже две тысячи лет, и мы уже знаем, что это «вскоре» до сих пор не случилось Как же так вышло, и в чем тут смысл?
Дело в том, что все христиане, которые в конце истории населят Царство Божие, не могут прожить на земле в одно время одним единственным поколением. И когда говорится, что «не прейдет род сей, как все сие будет» (Мф.24:34), имеется в виду, что не прейдет и не кончится христианский род, как «сей род ищущих Господа» (Пс.23:6), так утверждает святитель Иоанн Златоуст:

Здесь Он говорит не о поколении, тогда жившем, но о верных. Род обозначается не только по времени, но и образу религии и жизни. (свт.Иоанн Златоуст)

И в книге Апокалипсис глава 1 говорит о семи церквах Асии как о тех верных, которые в свое время искали Господа и приняли послания от Него, чтобы передать всей Церкви. К ним обращается Господь в первом веке нашей эры, а через них — ко всем последующим поколениям христиан, и ко всем нам, живущим ныне.

Семь церквей апокалипсиса тоже получат обещанное вознаграждение от Христа

Получается, что Бог распределил всех записанных в книге жизни от начала века во времени на протяжении этих двух тысячелетий. И все поколения христиан, при этом, должны были прикоснуться к тайне апокалипсиса, прожить эти события в свою меру, прочувствовать их на себе, увидев признаки его в своем времени.
Во-первых, чтобы никто из христиан не остался в стороне от этих великих потрясающих событий, как решающей последней битвы человечества со злом во главе со своим Господом Иисусом Христом, и каждый поучаствовал бы в них в свою меру.
Во-вторых, уже включился апокалиптический механизм, когда Иисус дал определенные обетования (обещания) побеждающим, которые мы далее будет рассматривать в толкованиях 2 и 3 глав книги Апокалипсис. Там будет подробно описано то, что будут наследовать побеждающие. И разве было бы справедливо, что право на это наследство получили бы только живущие в конце времени, а, при этом, даже великие святые прошлых столетий и древности не получили бы его?
Нет, было обещано еще семи церквам Древней Асии, что они получат свою долю в общем христианском наследстве, обещанном Христом в Его Царстве.

И не только семь церквей апокалипсиса получат обещанное, но и все христиане древности, которые соблюдут слова книги Откровение, получат его. Всех святых, усопших и убиенных, воскресит Господь в славном пришествии своем, и дай нам Бог, стоять вместе с ними на стеклянном море с пальмовыми ветвями в руках и петь вместе с ними песнь Моисея:

«Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откровение 15:3)

Итак, вот это соучастие во всеобщем праве на наследство началось для христиан еще тогда, во времена апостола Иоанна, когда Иисус дал через него Свое обетование семи церквам. Все началось еще тогда, при жизни того поколения.

Ключи от ада и смерти у Христа

И исходя из этого, смерть уже не кажется такой ужасной. Потому что умершие христиане, просто, ждут там, пока оставшиеся в живых не дополнят число избранных для Царства. Пока все народы, племена и языки, которым будет проповедано Евангелие, не «выдадут на-гора» и не отдадут грядущему Царству своих лучших сынов и дочерей.

Христос уже победил смерть, у Него находятся ключи от ада и смерти (Апокалипсис глава 1:18). Однажды Он придет и откроет их, тогда обретут снова плоть усопшие и убиенные. И смерти для верных и избранных после этого уже не будет никогда, потому что скоро Он истребит ее совсем.

Семь церквей апокалипсиса — это вся церковь во всей полноте

И семь церквей апокалипсиса — это не периоды жизни церкви, а вся новозаветная церковь во всей ее полноте, проходящая через все новозаветное время. Потому что никто не может отменить награду мученикам, принявшим смерть ради Христа в любое время христианской эпохи, они получат венцы свои и награды от Христа как побеждающие. Просто, еще нужно подождать, как сказано в Откровении, «пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр.6:11).

В следующих главах мы будем также рассматривать, что еще можно делать и как нужно жить, чтобы стать побеждающим. Ясно только, что нужно бодрствовать всегда, потому что неизвестны дата и сроки, когда придет Христос.

Поэтому все поколения христиан не должны расслабляться, но жить с этим сознанием, что все может произойти в скором времени, прямо сейчас, во время их жизни. И поэтому каждый как-то примеривал апокалиптические события на свое время и на себя, размышляя о том, сможет ли он выстоять и сохранить веру, не поклониться, возлюбить Христа даже до смерти.

Каждый, наверное, в течении жизни примерял на себя мученический крест, задумываясь, понесет ли он его. И это правильно, это по-христиански. Это наша судьба, это наша доля – жить в ожидании апокалипсиса и в ожидании пришествия Христа как в ожидании Царства Божия. Каждый должен стремиться стать побеждающим, и нам обещано, что побеждающий наследует все!
Потому что если кто нашел жемчужину на поле, то нужно быть готовым все продать и купить то поле, чтобы обрести жемчужину. А если ты совсем ни на что не готов, если ты ничем не готов жертвовать ради Христа, если абсолютно не готов проститься с этим миром, чтобы обрести иной вышний мир, то это, вообще-то, не христианство.
Вот, об этом вся книга Апокалипсис, что нужно хранить веру, свидетельство Иисуса Христа и всегда быть готовым идти за Христом, всегда быть готовым выйти из этого мира, не оборачиваясь назад, приняв во всем Его волю.

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6:33).

Откровение Иоанна Богослова 1 глава дает новую заповедь блаженства

В книге Откровение Иоанна Богослова 1 глава содержит новую заповедь блаженства от Ииуса Христа:

«Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Апокалипсис глава 1:3).

Блаженство обещано тому, кто читает слушающим его пророчества книги Откровение. Сказано «читающий» в единственном числе потому, что раньше не было книг у каждого, но был только один свиток у читающего для всей церкви. При этом, важно не просто знать, но и исполнять повеления Божие, записанные в этой книге, потому что время уже близко!

Почему обещано такое блаженство? Потому что если человек соблюдает Слово Божие, записанное в этой книге, то, значит, вера его сильна настолько, что он верит во все, сказанное в книге Откровение, что на обычный человеческий взгляд, кажется, совершенно, немыслимым, и он исполняет, таким образом, волю Божию.

Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел (Рим.4:3).

Христиане — избранное священство и цари

«И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Апокалипсис глава 1:6).

Потому что Бог возлюбил нас и омыл нас от грехов наших, и готов соделать побеждающих царями и священниками. Осталось изучить и исполнить то, что написано в Откровении, сохраняя в покаянии веру, терпение и свидетельство Иисуса Христа.

Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1Петр.2:9).

Вот это очень трудно понять и принять обычным христианам, тем не менее, святитель Лев Великий пишет: «Ведь всех во Христе возрожденных знак креста делает царями, а умащиванием Святого Духа посвящает в священство!»

Под словом «вы», конечно, подразумеваются состоящие в истинной церкви, знающие и хранящие Слово Божие и регулярно участвующие в ее таинствах. В общем, у нас в Православной церкви много чего нужно исполнять. Но, кроме этого, еще, оказывается, особое блаженство состоит в том, чтобы знать пророчества книги сей и исполнять написанное в ней.

В Ветхом Завете никому не позволено было священнодействовать, кроме одних иереев, но во время пасхи все некоторым образом удостаивались сана священства, ибо каждый закалал агнца. Так и в Новом и непреемственном Завете, хотя священнодействовать бескровную жертву могут те, кому дозволено приносить сию жертву, но и каждый поставляется иереем собственного своего тела: не для того, чтобы нерукоположенный присвоил себе право начальства над подчиненными, но для того, чтобы, подчинив своей власти порок, уготовал он тело свое в храм или святилище непорочности» (преп.Исидор Пелусиот).

«Все христиане являются священниками. В каком смысле? Главное действо священников – приносить жертвы, поэтому все христиане должны приносить себя в жертву на алтаре своего сердца; мы должны предоставить свой ум, свои тела в чистую, живую жертву Богу. Это значит во имя Бога отказаться от своеумия, своеволия, своечувствия и просить Святого Духа, чтобы Он принял эту жертву и освятил всех нас. В этом как раз и заключается наше священство. Мы священнодействуем и молимся Богу Отцу непосредственно через Христа».[2]

Так утверждает Апостол Павел: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1Кор.3:16).

А раз верные — это храм Божий, то кто-то же должен священствовать в этом храме? Получается, что сам христианин и священствует в храме своего тела. И это уже, заметьте, совершается еще до наступления Царства Божия на земле в силе и славе.

Семь церквей Асии получают благодать от Иисуса Христа

Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею» (Откровение 1 глава:4-5).

Асия — это римская провинция Малой Азии, получается, что семь церквей апокалипсиса находились в древности на территории современной Турции. Но, при этом, они являются олицетворением всей Вселенской Церкви, которая получает через Иоанна Богослова откровение Божие.

Цифра семь в Библии является символом полноты мира. И апостол, обращаясь к семи церквам апокалипсиса, таким образом, обращается ко всей полноте Церкви.

Откровение, в целом, является проявлением благодати Божией как дара от Бога, незаслуженного людьми. Поэтому, без благодати Божьей, которую мы получаем в Причастии Святаго Духа, ни толковать, ни понимать, ни соблюдать сказанное в нем невозможно, нужно иметь это в виду.

Семь духов божьих в Откровении и в Библии

Также семь церквей апокалипсиса получают благословение «от семи духов, находящихся перед престолом Его» (Откровение 1 глава:4). Давайте узнаем, кто такие семь духов божьих в Откровении и в самой Библии.

Согласно толкованию святителя Феофана Затворника семь духов — это семь верховных Ангелов, которых принято называть Архангелами и имена которых известны как: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил.

Архангел Рафаил так говорит о себе: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые воз­носят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов.12:15).

Архангел Гавриил сообщил о себе святому Захарии: «Я один из предстоящих Богу» (Лк.1:19).

Доказательство сказанному мы встречаем также у Апостола Павла, когда он сказал про Ангелов:

Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр.1:14)

Семь духов посылаются на землю для исполнения каких-то особых функций, причем, в Библии описано, что у каждого из них есть своя специализация.

Эти же очи Господа, обозревая всю землю, следят и за мятежными народами: «Могуществом Своим владычествует Он вечно; очи Его зрят на народы, да не возносятся мятежники». (Пс. 65:7)

И если Господу придется усмирять каких-то мятежников — народов, царей или даже мятежных ангелов, то ему на помощь приходит один из семи духов — архангел Михаил. Нам точно известно, что он помогал усмирить царей персидских (Дан.7:13) и будет воевать против красного дракона на небе во время апокалипсиса.

Архангел Гавриил благовещал и объяснял видения (Дан.8:16, Дан.9:21, Лук.1:19, Лук.1:26). Об Архангеле Урииле пишется в Третьей книге Ездры (3Езд.4:1-50; 5). Об Архангеле Салафииле пишется в 3 книге Ездры: «И было, во вторую ночь пришел ко мне Салафиил, вождь народа» (3Езд.5:16).

У православных есть особые молитвы ко святым Архангелам, которые состоят пред престолом Божиим в чине Серафимов.

7 церквей Асии получили надежду от самого Христа

И каждый из нас должен прочитать и изучить послания, которые получили от Христа 7 церквей Асии, потому что написаны они, конечно, для древних, но написаны так, что служат для всех нас таким духовно-нравственным ориентиром, к которому мы должны стремиться всю жизнь. И содержат такие критерии, на которые каждому христианину нужно себя проверить. Чтобы иметь шанс оказаться в числе побеждающих, а не в числе побежденных.

Иисус Христос сказал Апостолу Иоанну:

То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию (Апокалипсис глава1:11).


7 церквей Малой Асии уже не существуют сегодня в своем историческом виде на прежнем месте. Потому что это Турция, а турки в свое время положили много сил, чтобы искоренить все православное и иноплеменное на своей территории. Поэтому мы можем только указать, где были когда-то эти церкви на карте современной Турции.

Апокалипсис глава 1. Семь церквей на карте. Иллюстрация.
Апокалипсис глава 1 : Остров Патмос и семь церквей Асии. Иллюстрация.

И можете посмотреть где-то даже на развалины древних храмов, если кому-то это интересно.

Апокалипсис 1 глава - семь светильников как семь церквей : читать текст и толкование книги Откровение чему надлежит быть вскоре | Библия
Апокалипсис глава 1 : Базилика Апостола Иоанна Богослова в Эфесе. Иллюстрация.

Но самое главное для нас в первой главе книги Апокалипсис — это надежда, которую дает нам Христос. Что он придет и победит, что у него сила и власть не только над небом и землею, но Он также имеет ключи от ада и смерти. И если Он есть первенец из мертвых, то он же и обещал своих верных избавить от смерти и дать им жизнь вечную.

 Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его (1Кор.15:20).

Христос называется первенцем из мертвых потому, что Он воскрес самым первым в жизнь вечную, чтобы уже больше никогда не умирать. И уже после Него должны воскреснуть остальные люди, кто-то для вечной жизни, а кто-то для вечного мучения. Вся наша радость и вся наша надежда в том, что воскресение, которое началось со Спасителя, продолжится и для нас, ведь Иисус – есть первенец, а мы идем вслед за Ним.

Откровение глава 1 — толкование о свидетельстве

Свидетельство Христа об истине

Слова «свидетельство» и «свидетели» еще много раз будут встречаться по тексту апокалипсиса. Поэтому давайте сейчас подробно разберем, что говорит про свидетельство в книге Откровение глава 1.

Давайте тоже прикоснемся к великой тайне откровения Божьего, в которую посвящает нас Апостол Иоанн Богослов, получивший откровение от самого Господа и сам являющийся свидетелем Его. Он был свидетелем как жизни Христа, так и его служения, смерти, воскресения и вознесения на небо. Он же стал свидетелем апокалипсиса, потому что видел все своими глазами.

Апостол Иоанн засвидетельствовал Слово, полученном им от самого Христа. Таким образом, он засвидетельствовал, что это Слово есть от Бога, поскольку сам видел Иисуса Христа как источник его. А Христос Сам «есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных» (Откровение 1 глава:5).

Иисус – свидетель истины Божией. Господь сказал Никодиму: «Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели» (Ин.3:11). А Понтию Пилату Христос сказал: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (Ин.18:37).

И вот, эту истину о тайном божественном устройства мира Господь через Иисуса Христа передает Иоанну Богослову. В древности человек мог спастись, просто, исповедуя веру в Единого Бога. Но когда наступило время Нового Завета, этого уже недостаточно для спасения. Теперь спасется только тот, кто принимает и имеет свидетельство Иисуса Христа. Так утверждается на протяжении всей книги Апокалипсис, что верные имеют такое свидетельство, и именно таких будет преследовать сатана, стремясь уничтожить из мира самое свидетельство о Христе.

Но даже Ангелы будут служить тому, кто имеет такое свидетельство. Так сказал Ангел Апостолу Иоанну: «я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Откр.19:10).

Свидетельство о том, что Иисус есть Христос

Сам Иоанн Богослов свидетельствует о том, что Иисус есть Христос – Помазанник, Сын Божий. И это свидетельство является чрезвычайно важным потому, что антихрист будет оспаривать данное утверждение и именно этим обнаружит себя:

Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына (1Ин.2:22).

Вот это утверждение, что Иисус есть Помазанник на Царство как Сын Божий, является совершенно критичным для антихриста и для самого сатаны, которого Христос уже низложил во время своего первого пришествия, а когда придет во второй раз, то уже наступит тому конец. И сатана, зная, что недолго ему уже осталось, в ярости пойдет войной на всех, имеющих свидетельство Иисуса Христа.

Свидетелями являются все святые, они приняли свидетельство в самом начале от апостолов и будут продолжать свидетельствовать до самого конца. Поэтому очень важным является апостольское преемство как непрерывная линия свидетелей, принимающих и передающих свидетельство друг другу со дня сошествия Святого Духа. Это непрерывное свидетельство верных, исповедующих, что Иисус есть Христос, продолжается и все новозаветное время через рукоположение епископов.

Поэтому даже не удивляет, когда говорят, что семь ангелов семи церквей апокалипсиса — это епископы этих церквей. Но, уж, точно, это не настоящие ангелы потому что в отношении них у Христа возникает некоторая критика по поводу их служения.

Мученичество — самое главное свидетельство

Иисус Христос еще и является первосвидетелем потому, что Он есть первомученик, поскольку в переводе с греческого слово «мученик» означает «свидетель». В Нем – торжество и слава всех мучеников.

А самое великое свидетельство Христа – это Его крест, который мы и носим на груди как свидетельство исключительной, величайшей Его любви к людям, воздавая славу «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею» (Откровение 1 глава:5).

Это и есть то доброе исповедание, о котором говорит апостол Павел в Послании к Тимофею, доказательство послушания и верности Отцу Своему даже до смерти:

Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями. Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе (1Тим.66:12-13).

Мы так долго рассуждаем на эту тему неспроста. Это все очень важные моменты, которые нужно прояснить сейчас. Далее мы будем уже опираться на них в толкованиях пророчеств апокалипсиса.

Апокалипсис глава 1 толкование о Господе грядущем

Ей, гряди, Господи, Ииусе

Вся книга Откровение повествует нам о том, что Господь грядет в этот мир. Давайте сейчас сразу в теме Апокалипсис глава 1 разберем толкование этого образа.

Перед нами лежит книга Апостола Иоанна Богослова, самая таинственная книга на свете, потому что она свидетельствует о таких тайнах мироздания, которые еще только будут совершаться. Потому что пока мы спим, едим, зарабатываем на жизнь и отдыхаем, где-то идет строительство дома Божьего – Небесного Иерусалима. А где-то идет осада храма и проливается кровь мучеников на священный жертвенник – где-то в Африке или в Сирии, или на Украине.
Где-то верные страдают и вопиют к Богу день и ночь. И, сказано, что он придет и защитит избранных своих, хотя и медлит прийти. Но придет однажды, обязательно.
И нам бы не проспать, нам бы бодрствовать надо! И если вы здесь, то, значит, есть такая мысль, что, может быть, все уже происходит. Потому что не только уже стало очень неспокойно в мире, но мир уже реально напоминает какую-то пороховую бочку. Когда уже кажется, что весь мир восстал против тех, кто еще сохраняет традиционную веру, традиционные семейные и нравственные ценности. И стоять в истине нам все труднее и труднее…
Наверное нам всем нужно дойти до такого состояния, когда уже станет невмоготу терпеть зло этого мира, чтобы однажды соборно поднять глаза к небу и воззвать: «Где же ты, Господи, когда Ты уже придешь? Ты же обещал. Приди, Господи Иисусе!»
И тогда Он придет и спасет, и защитит, и даст нам Царство Свое, где уже не будет ни зла, ни боли, ни страха, ни беды, ни войны, ни голода, ни страданий невинных, ни плача, ни болезни, ни смерти!
Ей, гряди, Господи, Ииусе!

Господь грядет с облаками

«Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь» (Апокалипсис глава 1:7).

Господь в 1 главе книги Откровение назван, именно, «грядущим», то есть, приходящим в этот мир. И в дальнейшем повествовании Апокалипсиса будут видения явного для всех пришествия Бога и Иисуса Христа во славе. Слово «грядущий» как «приходящий» подготавливает развитие эсхатологической темы – Бог «придет» и спасет Свое творение от зла.
В если в первых главах книги Апокалипсис говорится о Христе как о стоящем у дверей и тихо стучащим, то в конце Его присутствие будет всеобъемлющим и неотвратимым, и грозным для всего падшего мира.
В будущем Господь царствует всецело. Будущее – это его обетованное Царствие, которое «грядет» к нам. [1]

«Господь возносился на небо на облаке и придет, так же, на облаках бесконечной славы. Славы, которая в свое время являлась на горе Синай, потом освящала Скинию Завета, затем была в Храме Соломона, в дальнейшем явила себя на горе Фавор, и, наконец, облако славы взяло Христа на небеса. И это же облако явится во всей полноте сияющей славы, когда Господь придет снова.

Почему говорится «с облаками», во множественном числе? Потому что Христос придет с Ангелами и со всеми святыми, потому что и мы будем восхищены на облаках – навстречу Господу, в воздух. И увидит Его всякий глаз – и грешников, и праведников, а те, кто не доживет до этого дня, будут воскрешены в тот час и своими собственными глазами узрят Христа, Грядущего с облаками. Увидят Его все без исключения люди и зарыдают о Нем все племена земли, зарыдают, потому что не признали Его.

«Живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога» (Рим.14:11). Перед именем Иисуса преклонится всякое колено небесных и земных, и преисподних (Флп.2:10-11).

Никто не избежит встречи со Христом, она неотвратима. Христиане будут рыдать от счастья, что наконец-то сбылась их надежда. Хотя многие уже и ждать перестали, как сказано в Евангелии: «И как жених замедлил, то задремали все и уснули». Мф. 25:5 Отвергшие же Бога тоже возрыдают, но по иной причине: они поймут, чего лишились, увидят, что сами участвовали в распятии Христа и что уже ничего не исправишь. Они осознают, что Тот, Кого они ненавидели, Кого пронзили, против Кого воевали, Чьих слуг убивали, придет, чтобы судить всех их». [2]

Господь есть Альфа и Омега

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Апокалипсис глава 1:7-8).

Эти слова апокалиптического откровения прямо перекликаются со словами пророка Исайи:

Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога (Ис.44:6).

Альфа и омега – первая и последняя буквы греческого алфавита. Если применить этот образ к человеческой истории, то можно сказать, что отдельные ее эпизоды, кажущиеся, на первый взгляд, хаотичными и случайными, в итоге выстраиваются в совершенно осмысленное целое. И если человечество уверено, что само пишет свою историю, то, читая Апокалипсис, мы понимаем, что ею управляет Бог, определяя смыслы всего происходяшего и существующего на земле, и направляя ее в вечность.

Бог есть «безграничная жизнь, которая все охватывает и все превосходит». Бог есть, Он был и Он грядет. Другими словами, Он — Вечный. Он был, когда началось время, Он есть сейчас и Он будет, когда время кончится. Он был Богом всех, кто верил в Него, Он — Бог, Которому мы можем довериться сегодня и в будущем никогда не может поизойти ничего, что может
нас с Ним. (Комментарии Баркли)

Выводы статьи Апокалипсис глава 1 толкование

Апокалипсис Иоанна Богослова глава 1 определяет нам смыслы последнего времени

Зачем нам нужно изучать Апокалипсис, ведь, если задуматься, то и раньше христиане Православной церкви как то спасались, особо его и не изучая. Хотя, если честно, то каждый, кто читал Новый Завет, хотя бы однажды прочитал Апокалипсис и ничего в нем, при этом, не понял. А в церкви его у нас не принято толковать по разным объективным историческим причинам.

Но если нам предстоит не только завершить свою жизнь так, как завершали ее все предыдущие поколения христиан, но и пройти сам апокалипсис, то нам нужно и знать о нем гораздо больше.

  • Во-первых, нам нужно знать и понимать его, чтобы соблюсти заповеданное Христом и достичь того блаженства, о котором говорится в книге Апокалипсис Иоанна Богослова глава 1
  • Во-вторых, события апокалипсиса будут, однозначно, отличаться от всего, что было до этого на земле и несут собою такие риски, которых ранее не было, это нужно знать.
  • В-третьих, если ты понимаешь смысл происходящего, то легче принять его и претерпеть.
  • В-четвертых, легче дойти до цели, если ты видишь эту цель и, опять же, понимаешь смысл происходящего.

Откровение Иисуса Христа утверждает, что во всем происходящем во вселенной есть великий смысл и раскрывает его нам вместе с описанием событий, в которых все и совершится: «И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел» (Апокалипсис 20).

Осталось только изучить книгу Апокалипсис и соблюсти все написанное в ней. Хотя, не думается, что соблюсти все это просто, одно только убеление одежд кровию Агнца дорогого стоит, не говоря уже о готовности возлюбить Христа даже до смерти.

Впрочем, как сказал Иоанн Златоуст, что «Бог не только дела приемлет, но и даже намерения целует». А как это все сделать и понести, к этому нас готовит все учение Православной церкви.

Тайна семи звезд

Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей (Апокалипсис глава 1:20).

Написание книги Апокалипсис Иоаном Богословом, адресованной семи церквам древней Асии, на первый взгляд, носило вполне практическое значение: «Когда Церковь была основана апостолами, было необходимо открыть, как она будет распространяться и какого совершенства достигнет в конце, чтобы вооружить проповедников веры против мирских искушений». (Беда Достопочтенный)

Но эта книга не только вооружает, она еще и показывает, во имя чего нужно нам всем бороться, что задумал Господь в итоге всей этой истории любви Бога и человека, которая осуществляется во времени и пространстве, вот уже столько веков, и однажды получит свое логическое завершение в вечности.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3:16).

В Библии есть обращенные к Богу слова, которые сразу трудно понять: «Любовь Твоя лучше, чем жизнь». (Пс.62:4) Но кто это поймет, тому смерть во имя Христа уже не будет страшна. И когда мы дойдем до последних стихов Апокалипсиса, мы сможем увидеть там мысль о том же самом, о самом главном, о том, что все потрясения истории позволены не с какой-либо иной целью, но чтобы в душах людей смог возрасти свободный отклик любовью на Любовь. [1]

И откроется на Страшном Суде, что единственным смыслом жизни на земле была любовь… (митр.Антоний Сурожский)

История любви Бога и человека проходит красной нитью через весь Апокалипсис. Уже в первой главе мы слышим свидетельство Иоанна Богослова о том, что Христос «возлюбил нас»

Наша судьба — в Его руках, и судьба семи церквей — в его руках, как те семь звезд, которые Он держит в деснице Своей (Апокалипсис глава 1: 20). Но сердце — оно только наше, и в нашей воле отдать его Богу или нет. потому что сердце отдают только по любви. У нас могут забрать жизнь, но никто не может забрать наше сердце, никто не сможет забрать или присвоить себе нашу любовь. В этом наша свобода и наш выбор. Потому что Бог возлюбил нас и ждет от нас любви в ответ. И кто возлюбит Его и приготовит себя, очистив и убелив одежды свои от греха как положено, кто исполнит заповеди и останется верным до конца, тот станет избранным Им как Невеста Христова.

Семь светильников в книге Откровение 1 глава

Семь светильников толкование по Библии

В книге Откровение 1 глава описывает семь золотых светильников:

И, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом; глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих.
Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.
И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый (Откровение 1 глава:12-17).

Мы знаем, что это Христос, и, в то же время, образ Его существенно отличается от того, который мы встречали в Евангелии. Он предстает как истинный Бог, как Ветхий днями и как Судия. Такого Бога видел пророк Даниил:

Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь (Дан.7:9).

Иисус Христос предстает в такой силе и славе, что Иоанн, увидев Его, падает к Его ногам как мертвый. Точно так же, как упал пророк Даниил, когда увидел возле реки Тигра «мужа, облеченного в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза. Тело его — как топаз, лице его — как вид молнии; очи его — как горящие светильники, руки его и ноги его по виду — как блестящая медь, и глас речей его — как голос множества людей».

Во всех этих случаях Господь предстает в весьма грозном облике, и Он приходит как воинствующий и как Судия. Его голова и волосы белы как белая волна, как снег, и это указывает нам на непостижимую премудрость «Ветхого днями», Который является Судьей над всеми людьми и царствами мира.

Сказано, что очи Его как пламень огненный, который прожигает насквозь, и это говорит о том, что Он видит самое сердце человека и знает абсолютно все. Он «судит помышления и намерения сердечные, и нет твари, сокровенной от Него» (Евр.4:12-13).

В Откровении под суд попадают, в первую очередь светильники как церкви Христовы, недостатки которых Он будет обличать, и мы будем говорить о них при толковании двух последующих глав книги Откровение.

В то же время, сказано, что «очи Господа обозревают всю землю, чтобы мощно показать Себя тем, чьё сердце нераздельно направлено на Него» (2Пар.16:9).

Семь светильников откровения несут свет всему миру

Образ семи светильников Откровения приходит из Ветхого Завета. Уже в земном святилище Божием в пустыне, в скинии, в передней части ее стоял семилампадный светильник из чистого золота. Исх.25,31-40

Весь мир тогда лежал во тьме, а свет Божий был только там, в Израиле. И когда Бог обитал посреди Своего земного народа и распространял среди него свет Свой, то Он хотел распространить его на весь мир посредством этого народа. Тогда Израиль был светильником перед всем миром, ведь только в Израиле можно было получить Слово об истинном Боге. И тогда Бог устами пророка говорил своему народу: «Мои свидетели — вы» (Ис. 43,10).

В Новом Завете таким светильником Божественного света для всего мира стала Церковь Христова. Но поскольку семь — число полноты, то в светильнике скинии Ветхого Завета было семь лампад, а в Откровении Христос ходит уже посреди семи светильников, суть семи церквей.

А семь звезд в Его деснице дополняют этот образ до такой полноты, которую одним только образом не передать.

Суть семь церквей апокалипсиса и Невеста Христова

Если в первой главе книги Откровение Иисус ходит посреди семи золотых светильников, суть семи церквей апокалипсиса, то в конце книги мы видим его уже рядом с Невестой, которая есть Истинная Церковь, состоящая из верных и избранных, и которая есть святой город Небесный Иерусалим Отк.21:9-10).

Как в самой лучшей сказке, которая однажды станет былью, главная героиня книги Откровение Церковь станет Невестой и соединится с возлюбленным своим и будут жить не просто долго и счастливо, но вечно.

Но конечно, прежде чем настанет счастливый конец, главной героине придется пройти через многие трудности. Не потому, чтобы нам интересно было бы их пройти, как интересно было бы прочитать такую книгу, а потому что достойны стать невестой Христа только лучшие, кто достойно пройдет все трудности и в ком Христос увидит ответную любовь. Кто отдаст ему свое сердце полностью, без остатка, возлюбив Его больше мира и больше всего, что есть в мире.

Семь светильников и гости брачного пира

Остальным, кто не дотянет до Невесты, очевидно придется довольствоваться приглашением на брачный пир в качестве гостя, что само по себе уже стоит того, чтобы дождаться, приготовиться, очистить и убелить одежды свои и постараться достойно все пройти, как учит нас книга Апокалипсис, все ее главы по очереди, которые мы будем постепенно разбирать здесь.

Оставайтесь с нами! Мы будем говорить здесь не о страхах и катастрофах, как привык говорить об апокалипсисе мир, который не готов отдать Богу свое сердце. А мы будем говорить здесь о Любви Бога и человека, а апокалипсис — только путь к ней. Сложный, трудный, тернистый, узкий, но Православная Церковь верно учит, как его пройти, и пройти его реально. Потому что там впереди светит путеводной звездой новый вышний горний святой Небесный Иерусалим. И нам бы только добраться до него!

Но там уже Сам Христос ждет своего часа, назначенного Богом Отцом, чтобы однажды прийти на облаках и забрать верных, избранных, возлюбленных своих и дай нам Бог оказаться достойными Его любви. Хотя, что там говорить, братья и сестры, все мы недостойны, все мы рабы негодные и будем надеяться только на милость Его, возлюбившего нас.

Сподоби, Господи, в последнее время без греха сохранитися нам.
Помилуй, Господи, и избави нас от всех бедствий, грядущих на вселенную.
Ей, гряди, Господи Иисусе и спаси нас!
Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Читайте также

Пройдя по этой ссылке вы можете прочитать текст Апокалипсиса полностью:

читать апокалипсис иоанна богослова картинки Читать Апокалипсис Иоанна Богослова

Литература:

1.В.А.Андросова «Апокалипсис — книга надежды», изд. Новый Завет, Москва 2021г.

2. Священник Даниил Сысоев » Толкование на Апокалипсис » Москва 201 1 г. изд. Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева».

Источник
Поделиться с друзьями
Апокалипсис - эсхатон
Добавить комментарий