Удерживающий теперь — кто это и почему однажды будет взят от среды: толкование, Библия

Вопрос, кто такой « удерживающий теперь », всегда был сложным для христиан и вызывал множество разногласий даже у святых отцов. В наше время, когда патриарх уже прямо говорит о сползании мира в пропасть, особенно важно понять, кто такой удерживающий. И можно ли остановить теперь мир от сползания в нее? Существует множество разных мнений, кто такой удерживающий теперь. Но нам важно разобраться, что Библия имеет в ввиду под этим выражением. 

Удерживающий теперь — это сила, которая не допускает прийти в мир антихристу, несмотря на то, что, по словам Апостола Павла, «тайна беззакония» уже очень давно действует, и который однажды будет «взят от среды», и тогда уже явится беззаконник. (2-е Фессалоникийцам 2)

Кто он и кто его возьмет от среды? Думается, что Господь Бог. Почему и зачем Он однажды это сделает? И разве кто то может Ему воспротивиться? Но когда это случится, время уже начнет свой последний отсчет. Нам обязательно нужно разобраться, кто такой удерживающий, потому его отнятие — это признак наступления апокалипсиса.

удерживающий теперь картинки
Удерживающий теперь мир на краю пропасти — кто он по Библии?

Самые распространенные мнения, кто такой удерживающий в мире и в России

Существует множество разных мнений, кто такой удерживающий теперь. Но нам важно понять, что Библия имеет в ввиду под этим выражением. Давайте разбираться, что это значит на языке Библии. Кроме того, конечно, почитаем и святоотеческие толкования.

Назовем какие существуют толкования удерживающего:

  • Святой Дух
  • архангел Михаил
  • Христианская Церковь
  • Римская империя
  • царская власть России  
  • сама Россия
  • государственная власть, вообще

Самые распространенные мнения в мире, что это Святой Дух и Римская империя. В России же многие уверены, что это российская царская власть. Или же сама Россия как государство Третий Рим — наследник Византии. Что было бы вполне логично.

Удерживающий теперь — Библия сама через Апостола Павла растолковала кто он такой

Давайте прямо обратимся к книге Библия. Узнаем, что она говорит по поводу того, кто такой удерживающий теперь. Содержит ли Библия другие подобные высказывания. А потом почитаем и святых отцов.

Мы нашли подобное выражение в Новом Завете. Апостол Павел пишет в Послании к Колоссянам такие слова:

«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.

В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.

Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе». К Колоссянам». 2:8-17

Из Послания Колоссянам Апостола Павла следует, что Христос вывел своих из-под Закона, чтобы спасались уже не исполнением его, а по вере и по благодати. Это известно. Это учение Христа. Но интересно само описание процесса: «взял рукописание и пригвоздил ко кресту».  Здесь рукописание – это закон.

Самое интересно, что Христос «взял его от среды». То же выражение «от среды». И встречается оно в Библии всего два раза. В этом случае явно и очевидно, что одно пророчество толкует другое.

Точнее, слово «среда» в Библии употребляется часто. Но каждый раз кто-то изымается «из среды» людей. А в данном случает не люди изымаются из среды, а что-то будет забрано у людей.

Понятно, что «от среды» будет «отнят удерживающий», но это не человек и не люди. Значит, удерживающий – это не Церковь и не архангел Михаил. Это учение Христа как христианский закон, «рукописание». Евангелие, получается.

Пока не будет взят от среды удерживающий теперь толкование

«Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь». 2-е Фессалоникийцам 2:7

Те же слова и тот же смысл. И судя по всему, речь идет опять о законе, точнее об рукописании – учении. Сейчас наш закон – это учение Христа. Это то же «рукописание» — слово Христа которое содержится в Евангелии.

Тайна беззакония = тайна отсутствия закона

Закон был, удерживал от отступления. А потом был, не изъят из обращения, а изменен так, что перестал быть настоящим законом. Ввиду того, что его подменили на то, что уже законом назвать нельзя, а только беззаконием. Потому что закон кто-попало не может изменять. Как его дал Господь, в таком неизменном виде и нужно хранить.

Тот, кто пытается изменить божественный закон или божественное учение уже покушается на роль Бога. «Так что в храме Божием сядет как Бог, выдавая себя за Бога».

От пророка Даниила мы знаем, что антихрист «вознамерится изменить закон и праздники»:

«и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени». Даниил 7:25

Апостол Павел в Послании к Колоссянам также пишет о праздниках. Абсолютно ясно, что в этих отрывках речь идет об одном и том же. Только в случае со Христом им был «взят от среды» старый закон. А антихрист попытается изменить уже учение Христа. На языке иудея Даниила это было полным святотатством и звучало как «отменить праздничные времена и закон».

Мы же христиане понимаем, что для нас сейчас закон – это учение Христа и нельзя позволить никому ничего изменять в нем. Но антихрист это сделает. И тот, кто признает власть зверя и поклонится образу зверя, тот и совершит отступление.

Что случится, когда будет взят от среды удерживающий теперь?

Давайте прочитаем слова апостола Павла об отступлении полностью:

«Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога…

И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.

И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.

И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду». 2-е Фессалоникийцам 2:3-12

Понятно, что речь идет об антихристе, о последнем времени, об отступлении и сказано, что все это совершится, когда он изменит христианский закон, который есть слово Божие и учение Христа. В Откровении Иоанна Богослова особенный упор делается именно на их хранение.

Вот что говорит Иисус Ангелу Филадельфийской церкви:

знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. (Откровение 3:8)

Слово Христа, конечно, содержится в Новом завете. Это наше христианской учение, это наш христианский закон. Нужно, конечно, его знать, соблюдать и хранить неизменным.

Что же такое конкретно богохульное заявит антихрист, известно от Апостола Иоанна:

«Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время.

Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши. Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все…

Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. 1-е Иоанна 2:18-23

Таким образом, становится понятно, что антихрист постарается изменить учение даже о самом Христе, заявив, что Он не Помазанник, т.е. не Царь. Очевидно, сам возмечтает стать царем, таким образом, что «в храме в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога». В общем, принизит Христа и возвысит себя.

Впрочем, антихристов и разных еретиков уже было много в христианской истории. Чем же таким необыкновенным еще отличится последний лжец, что мы должны понять, что это именно он, антихрист?

Может ли уже сегодня быть отнят удерживающий?

Думается, что у него должен быть очень большой масштаб возможностей. Это очень крупный духовный христианский лидер последнего времени. Да, это именно христианин, а не иудейский машиах. Слова Апостола Павла, что «он выйдет от нас» исключают этот вариант.

Патриарх, как минимум, замахнувшийся на вселенскую власть. Впрочем, кто у нас претендует на вселенскую власть и так все знают. Константинопольские патриархи давно на нее претендуют. Но нынешний Патриарх Варфоломей пошел еще дальше. Он уже объявил себя «первым без равных».

Хуже того. Константинопольскими богословами разработано новое учение, что Бог Отец есть главный над остальными двумя лица Святой Троицы. А, поскольку, Он главный, то Он и есть Царь. Таким образом, Иисус уже не может быть Царем и Помазанником.

Все это сделано для того, чтобы оправдать заявленное главенство КП над остальными церквами. Как Бог Отец – глава на небе, так КП – глава на земле. Иисус Христос, которого всегда Православная церковь считала своим Главою в этой схеме получается, мешает. Поэтому Его роль принизили, а роль КП возвысили до главы Вселенской Православной Церкви.

Учение, которое есть закон для христиан, удерживающий от последнего отступления, получается, изменили. То есть, он был «взят от среды» христиан. И теперь настало отступление очень похожее на то, последнее. Когда откроется человек греха и сын погибели антихрист.

И тот, кто согласится с этим новым учением, тот примет, получается, новый закон. Примет его начертание.

Удерживающий теперь толкование святых отцов

Толкование святителя Василия Великого

Теперь посмотрим, согласны ли с этим выводом святые отцы Православной церкви. Конечно, среди них есть тоже разные мнения. Но вот у святителя Василия Великого мы нашли полную поддержку:

«Ибо если тем, которые внимают одному мановению и имеют одного царя, свойственны благочиние и согласие, то всякое разногласие и раздор — признак безначалия. На том же основании и встречаемое у нас такое разногласие, как с заповедями Господними, так и в отношении друг к другу, может служить уликою или в отступлении от истинного Царя, по сказанному: только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, или в отречении от Него, по сказанному: Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс. 13:1).

Толкование святителя Феофана Затворника

И почитайте замечательные душеспасительные рассуждения святителя Феофана Затворника. Который прямо говорит, что удерживает мир от полного отступления Слово Божие. Пока еще есть те, кто готов Его принять и следовать Ему. Слова об удерживающем из послания апостола Павла солунянам он трактует так:

» Давши солунянам сообразить и только что прописанное, и толкованное лично, он делает из того вывод: и вот вы теперь знаете, что его удерживает; а отсюда к главному предмету сей части послания легок переход: а что его удерживает, то служит причиною и того, что Господь отсрочивает Свое явление. Этим одним он рассеивал уже все их недоумение.

Удерживающее — «мешающее, препятствующее» (Экумений). «Что же такое это удерживающее явитися ему, или препятствующее?» (Златоуст). Вопрос не лишний. В этом речении — главная мысль Апостола (вместе с другим: тайна беззакония уже действуется). Но между тем оно одно не дает определенного понятия и открывает пространное поле догадкам. Для нас безопаснее всего придержаться отеческих мнений. Приведем их и сделаем общий из них вывод.

Святой Златоуст пишет: «Одни полагают, что под этим должно разуметь благодать Святого Духа, а другие — Римское государство». То же повторяют Феодорит, Экумений и Феофилакт, хотя некоторые из них предполагают и другие мнения. Так Феодорит пишет: «Под удерживающим иные разумеют Римское царство, а иные благодать Духа, то есть антихрист не придет, пока пребывает благодать Духа».

И ниже: «Признаю истинным утверждаемое другими. Благоугодно Богу, чтобы антихрист явился во время скончания (мира). Посему Божие определение не позволяет ему явиться ныне. Но полагаю, что изречение сие заключает в себе и другой еще смысл. Поелику Божественный Апостол знал сказанное Господом, что Евангелие должно быть проповедано всем народам, и тогда кончина (Мф. 24:14), но видел также, что преобладает еще служение идолам; то, следуя Владычнему учению, сказал, что прежде сокрушится держава суеверия и повсюду воссияет спасительная проповедь, и тогда явится сопротивник истины».

Фотий у Экумения: «Явится в свое время, то есть когда настанет определенное ему и Богом попущенное, или соизволенное, время». Севир у того же Экумения: «Удерживает и не допускает беззаконному явиться Дух Святой. Когда Сей, по причине умножения зла в людях, отстранится и отступит, тогда беззаконный тот возымеет свободу открыться и выступить на среду, — мешать будет некому».

Вывод из приведенных мнений всякий и сам легко сделает: когда Евангелие пройдет по всем народам, обитающим на земле, и выберет из них всех способных принять его, и ради того освятиться и переродиться благодатию Святого Духа, тогда не для чего будет более оставаться настоящему порядку вещей, придет кончина мира, или последние дни, в кои определил Господь снова прийти сотворить суд над всеми живущими на земли, чтоб одних ввесть в царство славы Своея, а других предать горькой участи, ими изволенной. Сему пришествию Господа, по Апостолу, будет предшествовать явление антихриста, в котором Бог попустит раскрыться злу во всей широте и силе, чтоб обнаружились и сами себя обличили те, которые суть его части.

Таким образом, после того или вместе с тем, как Божиих всех уже выдаст род человеческий и больше их ожидать нечего и не Божии все выступят налицо, сбросив личину; тогда жатва будет готова. Пошлет Господь жателей — и затем конец всему. Как созрение жатвы имеет свой определенный срок, так и эти последние явления имеют свое, Богом определенное время. И добро, и зло уже засеменено, развивается, растет. Созреет же и то, и другое в свое время. Раньше того определенного срока сему быть нельзя.

Теперь, как на вопрос, почему жатели не являются на поле, прямой ответ тот, что время еще не пришло, жатва не готова; так и на вопрос: почему не видно тех чаемых мировых событий, прямой ответ: еще не пришло Богом определенное проявлению их время. Но сюда же принадлежит и явление антихриста. Следовательно, и он не является по той же причине. И вот что удерживает его. Божие определение, как сказали блаженный Феодорит и за ним блаженный Фотий, которое одно выдвигает события на сцену мира или отодвигает их назад, не в угоду кому-либо, а по своему непостижимому для нас плану мироправления.

Некоторые из целей мироправления Богу угодно было открыть нам в слове Своем. Применив их к нашему предмету, можем и в них видеть удерживающее антихриста. Мир стоит за тем, чтобы вложенная Господом в род наш, — как квас в тесто, — сила спасения произвела свое дело. Сила спасения — Божественное Слово и благодать, приемлемые верою и проводимые в жизнь самоотверженною ревностию о Богоугождении.

Ходит Слово Божие по земле, возбуждает усыпленных и приводит их к источникам благодати, — и они, быв перерождены, становятся деятелями своего спасения во славу Господа, всем спасение устроившего. Этого рода явления повсюду, — и среди неверных, и среди заблуждших, и среди правоверующих; ибо и званные не все избраны, как не все рыбы, попавшие в мрежу, гожи к столу.

Этим, рожденным свыше, иже не от крове, ни от похоти плотским, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася, дана область чадами Божиими быти (Ин. 1:12 — 13). Из них-то Господь и строит Свое царство духовное. Они — материал, готовимый на земле для неба Словом Божиим и благодатию, когда им предается свободное произволение. Когда сии силы выберут с земли весь гожий материал и царство Божие вполне созиждется, тогда спасение Господне совершит Свое дело и настоящему порядку вещей незачем будет оставаться.

Мир стоит потому, что еще не все, гожие в царство Христово, вступили в него, или не столько еще их вступило, сколько нужно. И ины овцы имам, сказал Господь, яже не суть от двора сего, и тыя Ми подобает привести… и будет едино стадо и един пастырь (Ин. 10:16). Когда совершится это, тогда конец; тогда же и явление антихриста. Отсюда удерживающее его явление будет то, что еще не совершила вполне своего дела сила спасения, Господом вложенная в род наш. Ее продолжающееся действие удерживает его.

Перестанет она действовать, тогда и он выступит на среду. Разложив это общее на части, составляющие его, получим: мешает явиться антихристу то, что еще не всеми слышано и не всеми принято Евангелие и что благодать Духа Святого еще пребывает и еще имеет дело в роде человеческом.— Из святых отцов и учителей Церкви, как мы видели, одни — одну, другие — другую сторону действующей во спасение нашей силы выставляли, удерживающею явление антихриста. Но это то же, как бы каждый из них указывал обе, ибо они неразлучны.

Наши толкователи удерживающею антихриста силою, между прочим, считали и Римское царство. В их время, когда Римское царство еще существовало, можно было на то указывать, основываясь на пророчестве Даниила. В наше время какой-нибудь вес можно давать подобной мысли разве только в таком случае, если под Римским царством разуметь царскую власть вообще, и это таким образом: царская власть, имея в своих руках способы удерживать движения народные и держась сама христианских начал, не попустит народу уклониться от них, будет его сдерживать.

Как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечь всех от Христа, то и не явится, пока будет в силе царская власть. Она не даст ему развернуться, будет мешать ему действовать в своем духе. Вот это и есть удерживающее. Когда же царская власть падет, и народы всюду заведут самоуправство (республики, демократии); тогда антихристу действовать будет просторно. Сатане не трудно будет подготовлять голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт во время Французской революции. Некому будет сказать: veto — властное. Смиренное же заявление веры и слушать не станут.

Итак, когда заведутся всюду такие порядки, благоприятные раскрытию антихристовских стремлений, тогда и антихрист явится. До того же времени подождет, удержится.

На такие мысли наводят слова святого Златоуста, который в свое время царскую власть представлял под видом Римского государства. «Когда, говорит, прекратится существование Римского государства (то есть царской власти), тогда придет антихрист. Потому что до тех пор, пока будет бояться этого государства (этой царской власти), никто скоро не подчинится антихристу; но после того, как оно будет разрушено (власть эта прекратится), водворится безначалие — и он устремится похитить всю и человеческую, и божескую власть».

Можно бы основательно возразить, что народ сам будет блюсти свою веру. Но, как уже и впереди говорилось, трудно допустить, чтоб вера с течением времени все более и более возрастала в силе. Светлые некоторых писателей изображения христианства в будущем приятно встречать, но нечем оправдать. Царство Христово благодатное, точно, расширяется, растет, полнеет; но не на земле — видимо, а на небе — невидимо, из лиц, там и здесь, в земных царствах, приготовляемых туда спасительною силою Христовою.

На земле же предуказывается господство неверия и зла. Оно видимо и расширяется; и когда уже очень возобладает, тогда дело будет стоять только за началом. Подай только кто влиятельный пример, или голос сильный, и отступление от веры начнет совершаться. Этот толчок и дан будет антихристом. Отсюда можно положить, что удерживающее антихриста есть вместе и то, что нет еще должной подготовки в людях к принятию его; перевеса еще не взяли неверие и нечестие, много еще веры и добра в роде человеческом.

После всего сказанного сами собою понятны слова: во еже явитися ему в свое ему время. «Явитися» не Господу и не отступлению, а человеку беззакония — антихристу. Свое ему время — не то, какое ему бы хотелось избрать, а какое назначено ему Божественным Промыслом. Он явится не против воли Божией. В Божиих планах мироправления стоит и он, и подготовка его, и последствия того. Не потому так, чтобы Бог хотел такого зла людям, а потому, что люди сами себя до того доведут.

Этот момент отодвинул Бог до последней возможности, ожидая, не явится ли кто еще желающий к Нему обратиться и служить Ему. Когда уже некого будет такого ждать, примет Господь удерживающую руку, зло разольется, и антихрист явится. Дал Бог свободу и не хочет отнимать ее, только окружает ее всегда такими указаниями, которым внимая она может избирать доброе направление. Но не приневоливает, ждет, чтобы она сама избирала доброе. Если она избирает злое, сама виновата. Это, однако ж, не нарушает Божиих благих намерений.

Господь возьмет все Свое и не потерпит никакого ущерба по причине уклонения многих. А они свое получат: возлюбили пагубу, и она придет на них». Свт. Феофан Затворник

Почему удерживающий теперь будет однажды взят от среды

Действительно, если Евангелие уже будет проповедано всем народам, то уже все язычники будут охвачены проповедью. И все уже выдадут свои возможные человеческие ресурсы для Царства Небесного. Кто-то может возразить, что еще могут рождаться люди, которые в каком-либо народе еще смогут принять Христа. Но во-первых, Господь сам знает, кому в какое благоприятное для обращения ко Христу время родиться. Во-вторых, сейчас не охваченными проповедью остались лишь какие-то совсем малые и отсталые народы. Очевидно, что и потенциал у них невеликий.

В то же время, например, ассирийцы, в свое время, выдали миру первую великую империю. Потом обратились в христианство. Теперь это вроде бы малый народ, разбросанный по всей земле и ничего собой не представляющий. Но и сейчас у него еще остался запал. И когда об их существовании все уже забыли, этот народ продолжает выдавать свои плоды для Царства небесного. Вспомните и послушайте, например, Псалом 50 в неземном исполнении хора схиархимандрита Бит-Хариби. Поют на арамейском языке, на котором говорил Христос.

Если кто-то хочет сказать, что русские православные выдают не хуже, то послушайте не менее замечательное совместное исполнение с иеродьяконом Андреем Боголюбовым молитвы «Тело Христово приимите».

А какие-то народы последними только сейчас осознают, кто такой Христос. Но все по воле Божией, Ему лучше знать, кто и когда на что способен. Но наступит момент, когда Евангелие будет проповедано уже во все народы. Все выдадут свой плод. В том числе и их мученики  «дополнят число» в Царстве Божием.

И тогда уже все. Удерживающий будет «взят от среды» и раздастся с неба возглас: «Исполнилось!»

Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет со всеми вами!

Читайте далее:

Погибнет ли наша планета согласно пророчествам Библии?

Апокалипсис Иоанна Богослова с толкованием