Есть ли у животных душа по Библии как у человека и куда она уходит после смерти по православию

Есть ли у животных душа давайте рассмотрим по Библии. И еще узнаем, что говорят святые отцы, куда она уходит после смерти по православию. Если вы любите животных, то вы, наверняка, тоже задавали себе этот вопрос. Многие хозяева, думается, и так уверены, что у их любимцев есть душа. Но что же говорит Библия и святые отцы по этому вопросу? И возможно ли это, вообще, чтобы у животных была душа, такая же, как у человека?

Когда смотришь в глаза некоторым собакам, то невозможно отказать им в доброте, любви и наличие души. Собака, не зря, является символом верности и преданности. Назначение собаки – служение человеку. И если отдельно взятая собака выполнила все, что смогла в деле этого служения, то нельзя ли сказать, что она выполнила все, что должна была, перед Богом? Всю свою жизнь любила своего хозяина, терпела, служила и смирялась перед ним до конца. Еще и показывая людям пример верности, любви, терпения и смирения.

есть ли у животных картинки
Есть ли у животных душа как у человека по Библии

Вступление

Конечно, даже собаки бывают разные. Одна собака всю жизнь гоняет кошек. А другая подпускает чужого голодного кота к своей миске и разрешает ему поесть.

Одна собака спасает, а от другой приходится спасаться. И еще ладно, если она несет свою службу. Но есть и собаки, которые озлоблены и нападают на человека.  Одну собаку били, обижали, она озлобилась, рычит, нападает, кусается. А другая в такой же ситуации, растеряв часть доверия к человеку, все же сохранила доброе сердце. Если ее взять в дом и восстановить доверие, вы увидите такое чудо любви в ее полных благодарности глазах, которую редко увидишь у человека. 

То есть собака собаке рознь. И даже голодные бродячие собаки очень разные. Собака, которую люди били и обижали, конечно, помнит об этом всю жизнь. Но одна озлобляется, а другая нет. Значит, у собак душа разная?

Каждый из нас, кто любит животных, может вспомнить какие-то случаи из своей жизни, которые показывали, что у животных тоже есть душа, и что у всех она еще и разная.

Если говорить о кошках, то это единственное животное, которому позволено заходить в алтарь храма. Мурлыки часто живут в монастырях и церквях, присутствуют на богослужениях, а в некоторых обителях для них даже прорублены специальные проходы в дверях. Обосновывается такое отношение одной притчей. Согласно ей, именно кошка спасла Ноев ковчег, а тем самым и всё живое на земле, от вымирания: она поймала мышь, находящуюся под воздействием дьявола и пытающуюся прогрызть дыру в дне судна.

Собак проводить в храм запрещено. Однако в православной вере собаки никогда не считались «нечистыми» животными. Не существует никакого канонического запрета, запрещающего им входить в церкви. Это обуславливается лишь традициями и соблюдением гигиенических норм. Поскольку собаки отличаются беспокойным нравом и не настолько чистоплотны, как кошки.

В монастырях и приходах православной церкви хорошо относятся к живущим при них кошкам, у многих старцев были свои коты. У старца Николая Гурьянова был кот Липа, был кот у преподобного Нектария Оптинского. С ним даже такая история была – он говорил: «старец Герасим был великий старец, поэтому у него был лев, а мы малы, потому у нас кот».

Да, трудно тут не вспомнить самого главного «кота», который жил у старца Герасима. Речь идет о преподобном Герасиме Иорданском – христианском святом из Ликии, основавшем около 455 года монастырь на берегу Иордана. По церковному преданию, однажды недалеко от монастыря он встретил льва с большой занозой в лапе. Старец вынул занозу, очистил рану от гноя и перевязал. Лев, которому преподобный Герасим дал имя Иордан, остался жить с ним, питаясь хлебом и мочеными овощами, пас монастырского осла, а когда старец скончался — умер от тоски на его могиле.

А что можно сказать о тех собаках, которые погибли, защищая человека? В Волгоградской области в 2009 году дети играли с мячом возле трамвайных путей. В какой-то момент мячик укатился на рельсы. И ребенок побежал за ним, прямо под колеса трамвая. Это заметила дворняжка и бросилась на помощь. Она смогла вытолкнуть ребенка с трамвайной полосы. А сама не успела выскочить… Не есть ли это смерть «за други своя», подобная воинской?

Может ли однажды маленькая собачья душа уйти в вечность? Давайте попытаемся найти ответ в Библии и у святых отцов.

Есть ли у животных душа по Библии

Библия говорит, что у животных есть душа, и при этом, сказано: «душа животных в крови их». (Лев. 17, 11-14).

Господь сотворил животных и привел их к человеку:

«Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей (Быт. 2,19).

Сначала, конечно, животных сотворил, потом человека, а потом сказал Адаму и Еве:

«плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Быт. 1:28

Есть ли душа у животных или у растений, конкретно у собак, у кошек или у птиц?

Посмотрим по Библии, есть ли душа у животных или у растений, а конкретно у собак, у кошек или у птиц. Их судьба, как любимых домашних питомцев, особенно волнует людей. Поскольку понятие «душа» мы получили из Библии, то и истину по поводу души нужно искать именно там. Читаем книгу Бытие:

«И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу;  а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу». Бытие 1:28-30

Итак, тут прямо сказано, что у зверей, у птиц и даже у ящериц и крокодилов есть живая душа. А вот у растений ее, получается, нет. Господь их сотворил и дал животным в пищу. Еще там, в раю, до грехопадения. Это уже после грехопадения животные начали друг друга пожирать. И человеком, тоже, некоторые не могут закусить.  

Жизнь в растениях, конечно, есть. А вот души нет. Клетки просто, растительные. Можно делить и размножать. Животные клетки тоже можно в чашке Петри размножать, но живая душа от этого, как известно, не появляется.

Про насекомые, вирусы и бактерии ничего не сказано. Да и мало кого интересует, есть ли у тех же комаров или мух душа. Слишком незначительны эти твари, чтобы задаваться этим вопросом.

Есть ли у животных души чем отличаются души людей от душ животных

Конечно же, душа у животных не такая, как у человека. Более низшего примитивного порядка. Но она есть. Вот что говорит об этом святитель Лука Войно-Ясенецкий, который был ученым и врачом-хирургом. Ему часто приходилось вскрывать черепные коробки. И, вскрывая их, святой часто задавался вопросом о жизни и о душе человека. Вот что он пишет по этому поводу:

 Душа животных и человека

Что же такое душа? В простейшем ее виде, у животных — это объединяемый самосознанием (умом у высших животных) комплекс органических и чувственных восприятий, мыслей и чувств, следов воспоминаний или только (у низших) комплекс органических ощущений. Примитивный дух животных — это только дыхание жизни (у низших). По мере повышения по лествице существ растет их духовность, и к дыханию жизни присоединяются зачатки ума, воли и чувства.

У человека душа гораздо выше по своей сущности, ибо участвующий в ее деятельности дух несравним с духом животных. Он может обладать высшими дарами Святого Духа, которые св. пророк Исаия (II, 1-3) называет духом страха Божия, духом познания, духом силы и крепости, духом света, духом разумения, духом мудрости. Духом Господним или даром благочестия и вдохновения в высшей степени.

Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность; но можно и в людях видеть различные степени духовности. Есть люди духовные по апостолу Павлу (1 Кор. 2, 14). Есть, как мы говорили, люди — скоты, люди — трава, есть и люди — ангелы. Первые мало чем отличаются от скотов, ибо духовность их очень низка, а последние приближаются к бесплотным духам, у которых нет ни тела, ни души.

Итак, душу можно понимать как совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов, но без обязательного участия в этом комплексе высших проявлений духа, не свойственных животным и некоторым людям. О них говорит апостол Иуда: «Эти люди душевные, не имеющие духа». (Иуд. 1, 19)

В самосознании при жизни жизнь духа тесно переплетается с теми психическими актами, которые общи человеку и животным, т.е. с органическими ощущениями и чувственными восприятиями: эти последние, в свою очередь, неразрывно связаны с жизнью тела, особенно мозга, и исчезают со смертью тела. Поэтому примитивная душа животных смертна, как смертны и те элементы самосознания человека, которые исходят из умершего тела (органические и чувственные восприятия).

Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Бессмертен дух, который, как покажем ниже, может существовать без связи с телом и душой. Материалисты отрицают бессмертие души именно потому, что ничего не хотят знать о духе. А о бессмертии самосознания, понимаемого чисто физиологически, мы и не говорим.

Посмотрим теперь, дает ли Священное Писание нам право понимать дух и душу так, как мы только что изложили. Думаем, что наше понимание души и духа совершенно согласно с Откровением.

Дух и душа в Священном Писании

В различных смыслах употребляется в Писании слово «душа». То, как в просторечии, она обозначает просто всего человека: «Ни одна душа», «никакая душа». Ни одна душа из вас не погибнет, — говорит св. апостол Павел своим корабельным спутникам.

В восьми душах сохранил семейство Ноя (2 Пет. 2,5).

Душа согрешающая, она умрет (Иез. 18,20).

То душа является синонимом жизни.

Душа его будет ему вместо добычи (Иер. 21,9).

Умерли искавшие души Младенца (Мф. 2,20).

Хлеб их — для души их (Ос. 9, 4).

Не заботьтесь для души вашей, что вам — есть и что пить (Мф. 6, 25).

А вот ряд текстов, в которых явно идет речь о том, что можно было бы назвать «животной душой».

Душа их исплевала в них… Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами… От всякой пищи отвращалась душа их… Душа их истлевает в бедствии (Пс. 106,5-26).

Будет он пастись… и душа его насытится на горе Ефремовой (Иер. 50, 19).

Насытится ими (добычей) душа моя (Исх. 15,9).

Голодному снится, будто он ест… и душа его тоща… снится, будто он пьет… и душа его жаждет (Ис. 29, 8).

Благотворительная душа будет насыщена (Притч. 11, 25).

Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится (Притч. 13,4).

Нерадивая, душа будет терпеть голод (Притч. 19,15).

Сытая душа попирает и сот (Притч. 27,7). Душа ваша да насладится туком (Ис. 55,2).

Душа их будет как напоенный водою сад (Иер. 31,12).

Бессмертна не душа, но дух

Привыкших к мысли о бессмертии души пусть не смущают наши слова о бессмертии духа. Это не новшество, ибо в большинстве мест Священного Писания, где речь идет о смерти, говорится именно об оставлении тела духом, а не душой.

Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26).

Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх и дух животных сходит ли вниз, в землю? (Еккл. 3, 21).

Находящимся в темнице духам (а не душам!)… проповедал (1 Пет. 3, 19).

К духам (не душам) праведников, достигших совершенства (Квр. 12,23).

И возвратился дух ее (дочери Иаира) (Лк. 8,55).

В Твою руку предаю дух мой (Пс. 30, 6; Лк. 23, 46).

Господе Иисусе! приими дух мой (Деян. 7,59).

Изыдет дух ею, и (он) возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его (Пс. 145,4).

И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12, 7).

Эти два последних текста особенно важны для обоснования нашего мнения, что смертны те элементы душевной деятельности, которые связаны с жизнью тела: чувства и мыслительные процессы, неразрывно связанные с деятельностью мозга.

В тот день погибнут все помышления его, т.е. прекратится деятельность сознания, для которой необходимы все восприятия живого мозга.

Изыдет не душа, а дух, и возвратится в землю свою, т.е. в вечность. Возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его.

И дух животный, конечно, должен быть бессмертным, ибо он тоже имеет начало в Духе Божьем, Духе бессмертном.

Мысль о бессмертии духа животных явно содержится в известных словах Павловых о надежде всей твари (Рим. 8, 20-21); …в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

В немногих местах Священного Писания смерть определяется как исхождение души (а не духа) из тела (Быт. 35, 18; Деян. 20, 10; Пс. 15, 10). Это легко объясняется тем, что и вообще в Библии, особенно же в псалмах, слово душа часто употребляется в общепринятом смысле, т.е. как совокупность всей деятельности душевной и духовной. Но мы и говорим, что при жизни дух и душа человека соединены в единую сущность, которую можно назвать просто душой.

Как понимать самосознание

Выше мы говорили о самосознании. Как понимать его? Сознание своей личности складывается у человека из органических ощущений, получаемых от своего тела, из восприятий, получаемых его органами чувств, из всей совокупности воспоминаний, из понимания своего духа, характера, настроений.

Где же складывается из этих элементов самосознание, кто субъект его? Не ум, как обычно понимают, а дух. Ибо ум — только часть духа, а не весь дух. Но часть не может объять целого. Это важное заключение, на которое мы сошлемся позже, когда будем говорить о бессмертии. И оно не произвольно, а основано на словах апостола Павла:

Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. (1 Кор. 2, 11-12)

О высшем духе, который есть у человека, но его нет у животных

Глубочайшую сущность существа нашего познаем мы не умом, а духом. Самосознание есть функция духа, а не ума. Дарованное нам от Бога действие благодати Божией познаем мы не духом мира сего, а духом нашим, дарованным нам от Бога.

Такая же мысль и в словах премудрого Соломона: Светильник Господень — дух человека, испытывающий все глубины сердца (Притч. 20, 27).

О духе, как высшей силе нашей духовной деятельности, многое можно найти в Священном Писании. Вот примеры:

Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6, 8).

Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное (1 Кор. 15, 46).

Это значит, что духовность есть высшее достижение человеческой души.

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23).

Духом пламенейте (Рим. 12, II). Он тайны говорит духом (1 Кор. 14, 2).

Дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение (Иов. 32, 8).

Дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26,41).

И слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы (1 Кор. 2, 4).

Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух (Иез. 18, 31).

Здесь мысль о тесной связи между сердцем и духом, подтверждающая то, что мы говорили о первенствующей роли сердца в сознании.

И возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем (Лк. 1,47).

О Боге радуется. Богу поклоняется, к Богу стремится и приближается дух человеческий. И это, конечно, самая высшая способность души нашей.

О духе дьявола и духе антихриста

Все знакомый со Священным Писанием знают, как многочисленны и в Ветхом, и в Новом Завете тексты о диаволе и духах нечистых и о злом влиянии их на дух человеческий. А св. апостол Иоанн Богослов в своем первом послании (4, 2-8) прямо говорит о духе антихриста. Влияние этого духа, враждебного духу Божию, на сердца человеческие огромно. Определяя выше, чем вызываются акты сознания, мы говорили о восприятиях из высшего духовного мира. При этом мы имеем в виду воздействия на дух человеческий Духа Божия и духа сатаны.

Гордость — антитеза смирения, злоба и ненависть антитеза любви, богохульство — антитеза любви к Богу, самолюбие и корыстолюбие — антитеза любви к людям. Отрицательное возникает при потере положительного и неуклонно развивается. Тьма возникает при потере света, холод — при потере тепла, неподвижность и застой при потере движения. Дух сатаны родился при потере любви к Богу.

Дух Божий и дух сатаны действуют повсюду и на все живое. Живое способно к восприятию сродного ему. Из воздуха животные воспринимают кислород, а растения — углекислоту. Есть живые существа, не нуждающиеся в свете и избегающие его. Некоторые бактерии (так называемые анаэробы) могут жить только при отсутствии кислорода, а на воздухе погибают. Люди, сродные по духу сатане, воспринимают дух его, неуклонно развиваются в нем. Об этом образно говорит св. апостол Павел: Для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? (2 Кор. 2,16).

О Духе Святом

Люди, по духу сродные Богу Любви, воспринимают Духа Святого и неуклонно совершенствуются в добре и любви.

О несомненности духовного воздействия извне на дух человеческий свидетельствует Сам Иисус Христос и пророк Иезекииль:

Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит (Ин. 3, 8).

Дух животворит; плоть не пользует нимало (Ин. 6,63).

Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин. 6,63).

Когда Он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне (Иез. 2, 2).

В человека, имевшего душу, и дух вошел извне. То же говорят и апостолы:

Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям (Деян. 18,5).

Ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим (Деян. 20,22).

Действием Божиим возможна даже передача духа одного человека другому.

Опочил дух Илии на Елисее (4 Цар. 2, 15).

Возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них (Чис. II, 7).

Что скажем о духе животных?

«Они, как и люди, бывают от природы носителями определенного духа. Животные одной породы бывают смелые и трусливые, злые и угрюмые, ласковые и веселые. Им не свойственны высшие свойства духовности религиозность, нравственное чувство, философское и научное мышление, тонкая художественная и музыкальная восприимчивость. Но любовь и зачатки альтруизма, а также эстетическое чувство свойственны и животным.

Не высшая форма любви, не любовь Божественная, а только любовь семейная; но в этой любви лебеди и голуби, пожалуй, даже превосходят людей. Известны факты самоубийства лебедя, потерявшего свою подругу; он высоко взлетает, складывает крылья и падает камнем на землю.

Степень духовности у животных тем ниже, чем на более низкой ступени зоологической лестницы совершенства форм стоят они. Исключение из этого правила — любовь у птиц. В параллель с этим можно до некоторой степени поставить тот факт, что высшие формы любви и религиозности часто обнаруживаются людьми простыми, необразованными.

Высшие животные, носители хотя бы ограниченной духовности, должны обладать самосознанием в примитивной форме.

Разве собака не могла бы сказать: мне холодно, я больна, со мной дурно обращается хозяин. Степень самосознания животных определяется развитием их ума и доступной им степенью духовности».

Свт. Лука Войно-Ясенецкий.

Есть ли у животных душа по православию — что еще говорят святые отцы

Чтобы узнать, есть ли у животных душа по православию, давайте, для начала, посмотрим, как толкуют святые отцы известный отрывок из Книги пророка Исайи:

Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Ис. 11:6-8

Толкование святителя Григория Эльвирского:

Где же и когда, как не в Царстве Божьем, где в изобилии хлеба, вина и масла, сбудется это благословение? Ведь земля сама собой даст хлеб и всё дурное устранится, как сказал Исаия: Тогда, — говорит он, — волк вместе с волом будут есть солому, и волк и ягненок будут пастись вместе, и малое дитя сможет сунуть руку в змеиное логово, и змеи не причинят ему вред. Действительно, когда придет Его царство, Бог преобразит мир, сделает его таким, каким он был в своем начале, до того, как первозданный человек согрешил. Он поступил вразрез со словом Божьим, поэтому весь мир был испорчен, осквернен и проклят, когда Бог сказал: Проклята земля за тебя (Быт. 3:17). Следовательно, проходящий уклад этого мира станет царством святых и освобождением творения.

Итак, в книге Бытие сказано, что все творения тоже будут освобождены? Есть мнение, что это все поэтические образы. Святитель Григорий Великий утверждает, что в этом отрывке говорится образно о людях. О том, что люди-хищники по своей природе, могут раскаяться, измениться и «пребывать в ограде церкви» вместе с кроткими, мягкими и невинными. И в таком случае для животных, совсем не остается никакой надежды.

Но Апостол Павел утверждает, что это не так, что и для всякой твари есть надежда:

Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Рим.8:19-21

Святитель Лука Войно-Ясенецкий так говорит о бессмертии духа животных:

И дух животных, конечно, должен быть бессмертным, ибо он тоже имеет начало в Духе Божием, Духе бессмертном. Мысль о бессмертии духа животных явно содержится в известных словах Павловых о надежде всей твари: «в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих».

Есть ли у животных душа как у человека

Приведем рассуждения Святителя Феофана Затворника, есть ли у животных душа как у человека:

У животных есть душа, но животная. А у человека душа человеческая, высшая, как и сам человек. Животным свой чин, а человеку — свой.

Что же дивного, что в нас есть нечто схожее с животными? Есть схожее и с растениями, ибо питание и ращение тела есть растительное дело. Но что из этого вывести? Ничего нельзя, кроме — что всякому свой чин.

В человеке надо различать душу и дух. Дух содержит чувство Божества — совесть и ничем не удовлетворенность. Он есть та сила, которая вдохнута в лицо человека при сотворении. Душа — низшая сила, или часть той же силы, назначенная на ведение дел земной жизни. Она такого чина, как и душа животных, но возвышена, ради сочетания с нею духа. Дух из Бога, сочетавшись с душой животных, возвел ее на степень души человеческой.

И стал человек двояк. Одно тянет его горе, другое — долу. Когда человек в своем чине держится, то он живет духом, т.е. страхом Божиим водится и совести слушает и горнего ищет. А когда он поддается влечениям души дольней, то выходит из своего чина, и то, чего хочет дух, думает достать среди тварей. Этого ему не удается, и он томится и крушится. Дух тут, как пленник в узах, находится в услужении у варваров, страстей пехотных. Сам он не удовлетворяется и страсти делает неудовлетворимыми, сообщая им безграничный разлив. Отчего животные потребности у животных все в своей мере, а у человека, когда он предается чувственности, чувственные потребности предела и меры не имеют? Эту безмерность сообщает им дух, попавший в плен к ним, а дух этой безмерностию желает затушить свою жажду Бесконечного, по образу Коего создан и в Коем едином благо его.

Так вот видите, что и животные у нас отправления есть, и в самом их движении проявляется нечто совсем животным несвойственное. О чем ни стать рассуждать, всегда придешь к тому заключению, что человек обладает духом, которого истинная жизнь есть жизнь в Боге. Там только он находит покой, там его рай и обетованная земля.

Святые отцы различают дух, душу и тело — Антоний Великий, Исаак Сирианин, Ефрем Сирианин и другие. Они не говорят, какого свойства суть души наши. Но, сопоставляя то, что пишет святой Антоний о родах живых тварей, нахожу, что, по его разуму, душа наша одной природы с душой животных. Вот и свод всего: живых существ четыре вида:

  • Ангелы…
  • Люди, кои имеют: ум, душу, дыхание.
  • Животные, кои имеют душу и дыхание.
  • Растения имеют дыхание и жизнь.

Извольте сводить.

Дыхание, дыхание, жизнь… Это все в разных классах существ: растениях, животных и людях, но есть одного рода и свойства природы. Назовем ее — органическая жизнь.

Душа, душа — тоже одного порядка есть, хотя стоит, находится в разных классах существ — в животных и в людях, но тоже есть одной природы. Затем ум — ангельская сила тоже одной природы. Вывожу, что по святому Антонию душа наша одного ранга с душой животных. Что нас отличает — это есть ум, что я называю дух. Пересмотрите: все пункты святого Антония, где он говорит об уме, я отношу к духу… и выражаю то почти теми словами, утверждая вместе с ним, что тот и есть настоящий человек, кто живет по духу, что святой Антоний выражает: по уму.

А что сказано: на один градус, так вольно же вам понимать это как черточку на градуснике. Ангелы на сколько выше нас? На градус. Как мы выше животных на градус. Градус замените словом степень — выйдет на одну степень. Кто придирается к словам, упуская из внимания мысль?!

Отчего производят человека от животных (обезьяны)? Оттого, что не различают в человеке души от духа. Замечая, что душа наша схожа с душой животных, они и бредят: «Но душа одна, стало, и весь человек от них же выродился». А когда мы настоим на различии духа от души и характеристику человека перенесем в дух, тогда вся теория Дарвина падет сама собою. Ибо в происхождении человека надо объяснить не то одно, как происходит его животная жизнь, но то паче, как происходит он яко духовное лицо в животном теле, с его животной жизнью и душой.

Есть ли у животных душа и куда она уходит после смерти 

Мы уже выяснили, есть ли душа у животных и куда она уходит после смерти — осталось выяснить. Как мы выяснили, по Библии душа животных находится в их крови. А кровь, понятное дело, уходит в землю. Из этого многие делают вывод, что и душа животных уходит в землю. И еще приводят в доказательство слова Екклесиаста:

Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх и дух животных сходит ли вниз, в землю? (Еккл. 3, 21).

Но давайте заметим, что у Екклесиаста стоит тут знак вопроса. И вообще, он тут говорит совсем о другом:

Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все — суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах. Еккл.3:18

Из слов Екклесиаста следует, что и про людей еще неизвестно, может ли такое быть, что они сами есть только животные и имеют одну участь с животными. И неизвестно еще, куда какой дух отходит.

А вот во времена Нового Завета уже становится известно, что люди не только воскреснут, но многие обретут жизнь вечную и даже будут царствовать со Христом. И вся тварь тоже имеет надежду на избавление от «рабства тления».

Земная душа, понятное дело, со всеми своими чувствами уходит в землю. Но мы уже выяснили, что у животных есть дух! И у людей земная душа, сказано, уйдет в землю. И только дух может вознестись к небу.

Святитель Феофан Затворник утверждает, что есть некая душа мира, куда погружаются и души животных после смерти, в то время, как дух человеческий по смерти устремляется ввысь, горе.

Под душой мира святитель Феофан Затворник понимает совокупность тварных сил умозрительной, невидимой, безвидной природы, наделенных инстинктивным чутьем, смыслящих, волящих, заправляющих вещественными стихиями для произведения тварей согласно воле Божией.

«Итак, вдунутый Богом в «живое тело с душою животною» дух поднял эту животную душу «на целую стадию», то есть душа человеческая не равна душе животного. Человек не только духом, но и своей душой выше мира, поэтому душа человека не входит в перечень сил, составляющих душу мира. На этом основании святитель Феофан заключает: «Души, низшие духа и человека, погружаются в душу мира. А душа человека не может туда погрузиться, но духом увлекается горе, – это по смерти». Отсюда нельзя согласиться с утверждением архим. Пимена (Хмелевского), что «по учению епископа Феофана, подобно тому, как тело человека является частью всеобщего космического мира материи, так и человеческая душа представляет собою как бы часть всеобщей космической души» .

Русский святитель, изъяв душу человека из души мира, одно тело оставляет быть «частью всеобщего космического мира материи», а душу и дух относит к превышающему мир образу Божию в человеке. Таким образом, св. Затворник в своей трихотомии (троичности) проводит раздел не между духом – и душой- телом как силами мира, а между духом-душой как образом Божиим – и телом, то есть между невещественным и вещественным».  Петр (Алексенко), иеродиакон, кандидат богословия, насельник Климовского Покровского мужского монастыря Клинцовской и Трубчевской епархии Брянской митрополии. Источник.

Итак, нам удалось выяснить, есть ли у животных душа и куда она уходит после смерти. 

Заключение

Из всей собранной нами информации можно сделать следующие выводы:

  • У животных есть живая душа, которая после смерти уходит в землю.
  • У животных есть дух, который после смерти погружается в «душу мира».
  • Дух и душа животных – более низшего порядка, чем у человека.
  • Вся живая тварь ждет избавления от рабства тления и имеет на это надежду от Бога.

В Заключении хочется еще раз вспомнить отрывок из пророка Исайи, в котором лев лежит рядом с теленком, барс и играет рядом с козленком и т.д. Этот отрывок часто толкуют так, что он описывает тысячелетнее царство. Которое, вроде как, должно наступить после того, как сатана будет скован на тысячу лет и заключен в преисподнюю, согласно 20 главе книги Апокалипсис или Откровение Иоанна Богослова.

Читайте о тысячелетнем царстве статью:

Апокалипсис Иоанна Богослова 20 глава — о тысячелетнем царстве с толкованием святых отцов

Апокалипсис - эсхатон
Добавить комментарий